Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь

http://rylsk-obitel.ru

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен в 125 километрах от Курска в окрестностях города Рыльска. Его строения размещаются на высоком холме в поймах рек Рыло и Волынки. Эта местность издавна была избрана людьми для поселения, краеведы и археологи, проводившие раскопки на территории обители, обнаружили остатки захоронений славян-северян, относящиеся приблизительно к эпохе начала Киевской Руси. Точная дата  основания монастыря неизвестна, его возраст принято отсчитывать от первого упоминания в письменных источниках в 1505 году. Одна из причин  отсутствия точной датировки в том, что не сохранились старинные монастырские документы. В 1614 году настоятель Рыльского монастыря игумен Феодосий, взяв с собой "прежних государей и великих князей жалованные грамоты" для переписи по причине их ветхости, поехал в Москву. Но по дороге был ограблен и убит разбойниками, грамоты бесследно исчезли.

Документально подтвержденные сведения об обители появляются в архивах с XYI века.  В Смутное время обитель была разорена польско-литовским войском, при игумене Корнилие началось, а при игумене Мисаиле продолжилось ее восстановление. Игумен Корнилий, бывший настоятелем Новгород-Северского Спасского монастыря и братия, не пожелавшие оставаться под польско-литовским владычеством,  переехали в Рыльский монастырь и пребывали в нем с 1618 до 1620 года. Из документов тех лет известно, что монастырь имел два подворья в Рыльске - одно на посаде, возле острога, где находилась церковь во имя Живоначальной Троицы с тремя братскими кельями, другое - внутри города, на случай вражеской осады. В 1624 году игумен Мисаил пишет челобитную царю Михаилу Феодоровичу, в которой просит вернуть монастырю церковное место, которое после сожжения посада поляками, было занято рылянами. Царь удовлетворил эту просьбу, церковное место было очищено, отмерено и подготовлено для устроения монастырского двора на  случай осады.  Кроме того, Волынской пустыни (как раньше назывался Николаевский монастырь)  принадлежали прилегающие к ней земли, в "Выписке с Рыльских книг Захария Бибикова" 1615 года сообщается, что "на посаде дано в вотчину - рыбная ловля в речке Рыло, озерко Мочулище, да озеро Долгое, да озерко под Белыми берегами, да в речке Волынке прудок". Кроме того, богатые люди жертвовали земельные участки и за пределами Рыльска. "В Снитской волости старая Никольская вотчина, сельцо Дмитриевское с церковью Димитрия Солунского, деревня Крупец, а в ней крестьян 13 дворов, да пустой починок Прудище, а в них пашни паханы добрые земли". Монастырь также владел пахотными землями, лесными и сенокосными угодьями. За пользование реками, ловлю рыбы, содержание мельницы монахи платили государю налог.

Здания в обители в то время были  деревянными, покрыты тесом и огорожены частоколом. К началу XVIII века деревянные постройки пришли в негодность, и рыльский купец Прокофий Герасимович Шелехов решил построить каменный храм во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских на месте старого. Но успел только заключить договоры на поставку строительных материалов, его дело продолжил сын, Иван Прокофьевич Шелехов, заложив в 1733 году и выстроив по высочайшему повелению императрицы Анны Иоанновны первую каменную церковь, которую освятили в 1783 году в честь праздника Крестовоздвижения. Вторая каменная церковь во имя Живоначальной Троицы была построена в 1747 году по прошению путивльской и рыльской помещицы Анна Забелиной. А третий храм - в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских  воздвигнут в 1753 годустараниями игумена Матфея (Лукашева). И завершала ансамбль монастырских храмов пятиярусная колокольня со Святыми вратами в нижней части, которые были главным въездом в центральную часть обители. Впервые это сооружение упоминается в описи 1764 года, хотя, по мнению специалистов, оно возведено на 20 лет раньше. В среднем ярусе колокольни были установлены часы, в верхнем – набор из семи, а с 1820 года – из девяти колоколов.  Главная въездная надвратная башня с западной стороны была построена в 1740-1742 гг. как звонница-колоколенка. Мощный бас ее колокола, отлитого в 1742 году, весом 2,5 тонны разносился окрест на многие версты. В середине ХIX в. звонница была перестроена: в ее верхней восьмигранной части заложили арочные проемы, а вокруг восьмерика устроили на квадратных столбах галерею. В 1949 году еще довольно крепкую башню разобрали  на кирпичи, соорудив неуклюжие ворота.

В течение XYIII века монастырь перестраивали и благоустраивали, в 1781 году из Амоньской пустыни в обитель переносят чудотворный образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, с которым впоследствии были учреждены крестные ходы. В 1784 году на втором этаже братского корпуса начало работу Духовное училище. В 1793 году по указу Синода открыты больница и баня для больных в помещении деревянных келий в северо-западном углу центральной части двора. Через год при больнице построили храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Церковь стояла на взгорье и занимала северо-западный угол монастыря. В документах от 1825 года  она называется уже Тихвинской. В храме была установлена чтимая Ахтырская икона Пресвятой Богородицы в серебряной и позолоченной ризе, с драгоценными камнями.  Этот образ был пожертвован обители рыльской помещицей Натальей Кузьминичной Лукашевой в 1790 году. В маленьком храме совершались зимой ранние Литургии, в праздничные дни в честь Ахтырской и Тихвинской икон Божией Матери при большом стечении народа богослужения проходили под  сенью деревьев, окружавших здание. Тихвинский храм был разрушен в XX веке во времена богоборчества. В 1796 г. в монастыре появляется гостиничный дом с двумя подъездами. В конце XVIII века обитель была довольно благоустроенной, монахи занимались просветительской, социальной и хозяйственной деятельностью-разводили скот, занимались земледелием, содержали пасеку, ловили рыбу, охотились, заготавливали строительный материал. Занимались также и переработкой, в монастыре имелись солодовня, пивоварня, маслобойня, водяная мельница и крупорушка. Дошли воспоминания старожилов о столярной мастерской, об изготовлении киотов и икон.

В 1820 году духовное училище становится четырехклассным и размещается в реконструированном архимандритском корпусе вплотьдо 1876 года, когда его переместили в Рыльск. 1824 год  вошел в историю посещением обители императором Александром I, проезжавшим из Севска в Таганрог. В 1906 году в Рыльске открывается викарная кафедра Курской епархии, на нее назначают Преосвященного Иоасафа, резиденция которого размещалась в Свято-Николаевском монастыре. Затем в разные годы на Рыльской кафедре служили и окормляли народ Божий священномученики Иоанн (Пашин), епископ Рыльский, Никодим (Кононов), епископ Белгородский, Павлин (Крошечкин), архиепископ Могилевский.

Были установлены два крестных хода из обители с чудотворной иконой святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, которая была явлена в середине XIV века в селе Асмолово Рыльского уезда. Первый крестный ход совершался 29 августа, в день празднования Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа до села Асмолово, второй - 2 сентября в память дня коронации императора Николая II - в Рыльск.

XX век стал одной из самых тяжелых страниц в истории монастыря. В 1925 году богоборческая власть закрыла древний духовный центр курского края. Его помещения заняли красноармейцы. С 1941 года долгих 692 дня в Рыльске господствовал немецкий "новый порядок", обитель стала укрепленным рубежом, где разместили множество пулеметных и огневых точек. 30 августа 1943 года, когда Рыльск освободили войска Центрального фронта, немцы спешно бежали из монастыря, не причинив ему существенного вреда. Примечательно, что во время военных действий ни один снаряд, ни одна бомба не разорвались на территории древнего монастыря, который, уцелев в страшной войне, был разрушен во время правления атеистов-богоборцев. Здесь в разное время размещались МТС, дорстрой, лесхоз, "Раймежколхозстрой" и, в результате их хозяйственной деятельности, здания совсем обветшали и разрушились.

В 1978 году комиссия, обследовавшая памятник культуры и архитектуры, отметила, что во всех строениях полностью отсутствовали полы, дверные и оконные блоки. Кровля на всех зданиях прохудилась, кирпичная кладка сильно разрушена. Крестовоздвиженский храм, переоборудованный в камнедробильный цех, стоял с выбитой стеной. Невозможно было обнаружить ограду внутреннего двора и ворота, многие жилые и хозяйственные постройки полностью уничтожены. Величественная колокольня обезображена, стояла с разбитым фасадом и без креста, Святые врата заложены кирпичом, примыкающие к ним здания без крыш и полуразрушены.

Монастырь еще более двадцати лет будет ждать, когда в нем опять затеплятся лампады и будет возноситься молитва за "всех и за вся".   

 Хронология:

1505 г. - первое упоминание о Волынской пустыни Рыльского Николаевского монастыря в официальных документах.

1614 г. - гибель игумена Феодосия  по дороге в Москву и утрата монастырских документов.

1618-1620 гг. - пребывание в Рыльской обители игумена Новгород-Северского Спасского монастыря Корнилия с братией.

1625-1626 гг.-  упоминание в писчих книгах Рыльска  о том, что в эти годы в монастыре находились грамоты царя Иоанна Грозного.

1733 г.- начало строительства первой каменной церкви, освященной в 1783 году в честь праздника Крестовоздвижения.

1740-1742 гг. - сооружена надвратная звонница.

1747 г. - завершение строительства каменной Троицкой церкви, освященной в 1751 году.

1752 г. - в монастырь по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны  сослан князь И.П. Вяземский, который "оскорбил приходского священника и попрал Святые Дары".

1753 г. - заложен  главный храм монастыря - Николаевский собор.

1764 г. - первое упоминание в описи имущества о новой колокольне и о наличии каменной ограды вокруг монастыря, "по углам оной каменных башен четыре".

1781 г. -  из Амонской пустыни в монастырь принесена чудотворная икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.

1784 г. - открытие Духовного училища.

1793 г. - учреждение епархиальной больницы.

1794 г. - сооружение  храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери (больничного).

1796 г- открыт Гостиничный дом.

1824 г- посещение монастыря императором Александром I.

1906 г. - открытие  кафедры викарного епископа и размещение его резиденции в обители.

С 20 февраля 1911 по 1913-й гг. – служение на Рыльской кафедре священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородкого.

2 мая 1921 г – священномученик Павлин (Крошечкин) назначен на Рыльскую кафедру.

1922 г. – служение монаха Андроника (Лукаша) в Рыльском Свято-Николаевском монастыре в качестве келейника епископа Павлина (Крошечкина).

5 декабря 1922 г. Священномученик Павлин (Крошечкин) осужден и выслан в московскую тюрьму.

1925 г. - закрытие монастыря богоборческой властью.

Август 1929-28 сентября 1932 года – служение на Рыльской кафедре, «на вольном поселении», священномученика Иоанна (Пашина),епископа Рыльского.

1941-1943 гг.– оккупация Рыльска и монастыря немецко-фашистскими захватчиками.

1978 г. - посещение монастыря комиссией по охране памятников культуры и архитектуры.

Новые комментарии

23.06 | 22:08

Спаси Господи,матушка Марфа!
С теплотой в сердце вспоминаю нашу поездку в Израиль,апрель 2016 года.Какая же обширная была программа,и невозможно забыть самого лучшего гида Григория.
За все благодарю

13.01 | 19:06

Добрый день! С праздником! Поездки возобновятся, как только откроют границы России и Израиля.

08.01 | 12:37

Добрый день!
Поздравляю вас с прошедшими праздниками!
Подскажите пожалуйста, планируется ли поездка от вашего центра в ближайшее время на Святую землю в Иерусалим?

14.11 | 20:00

Здравствуйте, можно записаться с 22 марта 2 чел Тула